Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Прежняя версия сайта

Статьи

05.10.2022

Н.А. КОМАРОВА. ПЕСТЫ-ТЕРОЧНИКИ ИЗ С.АНОСОВО КУМАРСКОГО (ШИМАНОВСКОГО) РАЙОНА

Памятники неолитических земледельческих культур на территории Приамурья изучены достаточно слабо. Вместе с тем, в музейных коллекциях нередко встречаются интересные материалы из «старых поступлений» или случайно найденных местными жителями и любителями-краеведами, неизвестные, пока, широкому кругу исследователей.

26 октября 1954 года на адрес Амурского областного краеведческого музея пришло письмо от старшего конюха Аносовского колхоза «Красный Ульмин» Кумарского (Шимановского) района Швалова Прокопия Матвеевича с сообщением о том, что недалеко от села Аносово, при глубокой вспашке поля, были обнаружены «две каменные ножки… весом примерно 1,5 или 2 кг»[1]. Прокопий Матвеевич пояснял, что «по словам секретаря райкома партии тов. Кабанова здесь когда-то была стоянка людей каменного века, но раскопки здесь не производились» и просил совета «куда нужно обратиться с этой находкой» [Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг., Л 242].



В ответном письме, составленном зав. фондами музея Г.С. Новиковым-Даурским и подписанном директором А.В. Красновой, содержалась просьба переслать найденные предметы в Амурский областной краеведческий музей. Сотрудники музея просили сообщить следующие сведения: «местность подробно, расстояние от села и если есть река, то и реки /в км./, глубину, хотя бы приблизительно и дату, когда найдена находка» [Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг., Л 243]. Предметы поступили в музей 9 декабря 1954 года, документально оформлены 10 декабря Актом приемки - сдачи за № 604 [Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 244].

В учетной документации Г.С. Новиков-Даурский четко фиксирует форму и размеры предметов :

«1) Зерно-терка, из камня, высеченная по форме напоминающей ногу обутую в лапоть или ичиг. АОМ 2359/а. Рукоять переломлена. Высота 141 мм. Диаметр низа 50 – верха около 20 мм. Лапка – длина 125, ширина 40-71 мм, высота 40-15 мм.

2) Зерно-терка такая-же с рукоятью, имеющей на вершинке выемленную бороздку. Найдена в 4 км на запад от села Аносово Кумарского р-она на свежевспаханном поле. АОМ 2359/б. Высота 124 мм. Диаметр внизу 45 – вверху около 30´18 мм. Лапка – длина 121, ширина 70-75 мм, высота 45-10 мм» [Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 244; АОМ 14218/422].

В дальнейшей переписке Григорий Степанович просит Прокопия Матвеевича уточнить некоторые сведения об уже известных из других источников памятниках Шимановского района. В письме от 6 января 1955 года П.М. Швалов сообщает Новикову-Даурскому известные ему факты: «речка шатока в селе Аносова имеется а что имена искуственого вала нет и серебряного озира токова нет название где указана сопочка то по поверхности сопочки имеются кокито ямы метра 2-3 в диаметре ширина речки Шатока 2-3 метра глубина от 050 до 1 метр по стоке речки когдато были охотники манегры до 1902 г.». Об обнаруженных пестах уточнялось: «и что я вам прислал две каменые фигуры то они были найденны где ранчи существовало селище Аносова до потопу (основанное в 1857 году село после наводнения 1872 г. было перенесено на новое место) и вперед не приходилось встречать каких либа изделий стариного образца а если кто что находил то не обращали никакова внимания» [АОМ 14218/423].

По полученным материалам Г.С. Новиковым-Даурским была написана заметка в газету «Амурский комсомолец», в которой он делает вывод о функциональном назначении переданных предметов. Григорий Степанович придерживался мнения что это «зернотерки усовершенствованной формы». Данное заключение он обосновывает тем, что «Племена, обитавшие на Амуре, также как и в Маньчжурии, очень долго не знали жерновов и зерно на муку не мололи, а или раздавливали тяжелыми каменными валами, вращаемыми ослом или лошадью, или растирали на камне ручными короткими каменными пестами-терками, большей частью выбранными из гальки, в естественном виде, продолговатой формы, валунами, которые можно удобно держать в руке.

Со временем, конечно, эти гальки стали подвергаться некоторой обработке, и наконец, додумались вытесывать терки такого вида, которые нашел тов. Швалов. Такие терки, конечно, значительно удобнее простой гальки и, имея более широкую трущую подошву, они сокращали время заготовки муки».

Новиковым-Даурским было особо отмечено то, что «Т. Швалов поступил правильно. Он не забросил свою находку, а прислал ее почтовой посылкой в музей, а в письме не только указал точное место обретения ее, но даже начертил схематический план местности, т.е. дал работникам музея полный материал для научного паспорта экспоната» [ГААО Ф 958, Оп. 1, Д 75, Л. 61].

В 1970 году в 6-ом томе «Записок Амурского областного музея краеведения» выходит статья А.П. Окладникова «К проблеме культурных контактов между племенами Дальнего Востока и Прибайкалья в неолитическое время; каменные песты из долины Зеи» в которой, в числе пестов различной формы упоминаются и предметы, найденные у с. Аносово. Алексей Павлович отмечает, что «эти странные, коленчатые при взгляде на них сбоку, изделия удивительно напоминают сапожные колодки» и предлагает их называть пестами в виде «башмачной колодки» или «башмачноколодочными» [А.П. Окладников, 1971, с. 6].

В своей статье Окладников указывает на то, что песты подобной формы были найдены и далеко от Амура. Один из таких пестов «…с надписью: «из раскопок, Гуляева в Горном Алтае, 1912 г.» хранится в коллекции Новокузнецкого музея, второй - без указания места нахождения, имеется в Кяхтинском музее, подобные предметы есть и в коллекциях Кемеровского музея. Исходя из этого А.П. Окладниковым был сделан вывод о том, что находки башмачноколодочных пестов «свидетельствуют о каких-то неожиданно далеких культурных связях населения Среднего Амура со степными племенами Сибири и Забайкалья; во всяком случае, форма их настолько своеобразна и так специфична, что ее нельзя объяснить простой конвергенцией» [А.П. Окладников, 1971, с. 6-7].

В настоящее время ученым известен целый ряд предметов подобной формы, изготовленных не только из камня, но и из глины. Научный сотрудник Хакасского НИИ языка, литературы и истории г. Абакана Ю.Н. Есин, отмечает, что из 47 учтенных предметов, найденных на территории лесостепной полосы Азии от Урала на западе до р. Енисей на востоке, 31 - относится к самусьской археологической культуре Приобья, 4 - принадлежат кротовской культуре Прииртышья, 2 - из поселений афанасьевской культуры Минусинской котловины и Алтая, по одному найдено в южной части бассейна р. Обь на памятниках неолитической кузнецко-алтайской культуры и энеолитической большемысской, и только 8 предметов не имеют надежных культурных контекстов. Ю.Н. Есин отмечает, что культурные контексты распространения в Северной Азии данных предметов связаны с проникновением в эти районы различных групп европеоидного населения с более южных территорий, начавшееся в неолите и продолжавшееся в эпоху бронзы. Предметы подобной формы использовались населением разных культурных сообществ в конце IV - начале II тыс. до н.э.

Приводя несколько существующих гипотез о функциональном назначении этих предметов - разглаживание швов на кожаной одежде, растирание зерна, горно-металлургические операции, обряд плодородия, наковальня для уплотнения стенок керамических сосудов, - Ю.Н. Есин делает вывод, что большинство предметов подобной формы – песты-терочники. В пользу этого свидетельствует типичная заполированность плоской грани основания, напоминающая изношенность рабочей поверхности курантов зернотерок, а также каменных жатвенных ножей и серпов [Ю.Н. Есин, 2006, с. 292-291].

Многие ученые занимающиеся данной темой, отмечают культовую значимость пестов-терочников. В оформлении данного предмета они видят такую метафору как отождествление его с фаллосом, основанную на идентичности ритмичных прямолинейных возвратно-поступательных движений песта при растирании зерна и фаллоса при оплодотворении. По-видимому, именно представление о взаимосвязи и взаимообусловленности плодородия человека и природы лежало в основе прагматики обрядового использования таких предметов. Целью подобных обрядов было стимулирование плодородия природы и повышение жизнеспособности коллектива [Ю.Н. Есин, 2006, с. 293].

Предметы, найденные П.М. Шваловым, не являются единственной находкой пестов такой формы на территории Амурской области. В упомянутой выше статье А.П. Окладникова, говорится что в коллекции Амурского областного краеведческого музея имеется три песта-терочника. Два песта переданы из села Аносово, а сведений о поступлении третьего [АОМ 1346/3] найти не удалось. Еще один пест, найденный у с. Никольского Белогорского района, поступил в музей в 1982 году [Главная инвентарная книга АОКМ №13, Л. 137; АОМ 4077]. В 1971 году во время работы Дальневосточной археологической экспедиции в Шимановском районе на многослойном памятнике Кумары-грот было найдено еще три песта, один из них находился в углу грота, остальные – перед ним у берегового обрыва р. Амур.

Таким образом, предметы обнаруженные П.М. Шваловым в 1954 году были первой находкой из целого ряда подобных, сделанных на территории Амурской области. Факт их обнаружения позволяет сделать вывод о распространении орудий труда подобной формы на территории Азии гораздо восточнее р. Енисей, чем это было принято считать ранее.


Приложение

Документ 1

Копия: Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 242

письмо П.М. Швалова в АОКМ

 

к АП № 604

получ 26/X

т. Остапцевой

составить письмо

т. Швалову с просьбой

прислать в музей

наложенным платежем

 

Тов. Разрешите вам пояснить о том что мною Шваловым П.М. найденые находки в селе Аносова Кумарского р-она находки следующего содержания две каменные ножки фасоном ______ такого предмета отделки чистая и обои одинаковые найденые они наполе вовремя глубокой пахоты поля. я пошол замерять это поле и нашол на середине поля и по словам секретаря райкома партии тов. Кабанова что здесь когдато была стоянка людей каменного века но раскопки здесь не производились жду вашего пояснения куда нужно обратиться с этой находкой возможно здесь ищо что нибудь есть ети ступни весом примерно 1,5 или 2 кг. каждая фасон как я уже выше описал примерно такой

Гладкие. Камень твердой породы.

Мои адрес

Амурская обл

Кумарский р-он

Село Аносова

Швалову Прокопию Матвеевичу

 

Документ 2

Копия: Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 243

Письмо из АОКМ П.М. Швалову

к АП № 604

26/Х - 54 г.

№ 100 –7

 

Уважаемый Прокопий Матвеевич.

 

Письмо Ваше получили, благодарим. Убедительно просим, Вас, выслать находки по почте наложенным платежом. И дать такие сведения: местность подробно, расстояние от села и если есть река, то и реки /в км./, глубину, хотя бы приблизительно и дату, когда найдена находка.

Просим также написать место вашей работы и кем вы работаете. Будем вам очень благодарны.

Наш адрес:

г. Благовещенск Амурской области

Интернациональный переулок № 4

Областной музей краеведения.

Директор Областного музея________роспись_________/Краснова/

 

[Пометка рукой Новикова-Даурского]

Предметы с приложением схематического плана, начерченного карандашем, получены

9 XII 1954. акт приемки № 604

Зав фондами Гр. Новиков.

 

Документ 3

Копия: Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 244

АП № 604

Комитет по делам культурно-

просветительных учреждений

при Совете Министров РСФСР

Амурский областной музей

 

АКТ ПРИЕМКИ-СДАЧИ № 604

1954 года 10 декабря

 

1)      Зерно-терка, из камня, высеченная по форме напоминающей ногу обутую в лапоть или ичиг. АОМ 2359/а. Рукоять переломлена

2)      Зерно-терка такая-же с рукоятью, имеющей на вершинке выемленную бороздку. Найдена в 4км на запад от села Аносово Кумарского р-она на свежевспаханном поле. АОМ 2359/б.

 

Документ 4

Копия: АОКМ Ф. 5, Оп. 1, Д. 36, Л. 10

Номер по Книге поступления: АОМ 14218/422

Письмо жителя с. Аносово П.М. Швалова от 9 ноября 1954 г. Г.С. Новикову-Даурскому со схемой и указанием места находки предметов, переданных в АОКМ. Текст рукописный. Написано карандашом на обложке школьной тетради. Без конверта

 

Документ 5

Копия: АОКМ Ф. 5, Оп. 1, Д. 36, Л. 11-12

Номер по Книге поступления: АОМ 14218/423

Письмо жителя с. Аносово П.М. Швалова от 6 января 1955 г. Г.С. Новикову-Даурскому со схемой с сообщением о подробностях находки предметов, переданных в АОКМ. Текст рукописный. Написано карандашом на 2-х листахи. Без конверта.

                                                                                              

Село Аносова

6/I-55 г.

Уважаемый товарищ

Григорий Степанович

Заказное ваши письмо получил вмести с книгой и зачто сердечно благодарю вы пишити чтоб я вам придставил щот я всего израсходовал на посылку 8 руб и щет прислать вам не стал а если будит вам возможность зати на почту то там работает моя доч и с ней оформети 8 рублей на адрес 6ое городское отделение связи Швалова Идея Прокопевна и вовторых вы спрашеваетн насчет Аносова вала такового здесь нет и также нет названия серебреного озера и что я вам прислал две каменые фигуры то они были найденны где ранчи существовало селище Аносова до потопу и вперед не приходилось встречать каких либа изделий стариного образца а если кто что находил то не обращали никакова внимания а я с наступлением теплых дней постараюсь по рыть то место где нашол ети зернотерки тогда что будет найдено перешлю вам и если мне придется завернутся к вам то тогда поговорим все потробно какие ищо будут вас интересовать вопросы пишите я отвечу а ети з-терки были найденые немного в стороне о старого селища здесь повидимому была какаято землянка с приветом Швалов

А речушка Шатока у нас есть

Речка шатока в селе Аносова имеется а что имена искуственого вала нет и серебряного озира токова нет название где указана сопочка то по поверхности сопочки имеются кокито ямы метра 2-3 в диаметре ширина речки Шатока 2-3 метра глубина от 050 до 1 метр по стоке речки когдато были охотники манегры до 1902 г.

 

Источники

1.     Зернотерки оригинальной формы, высеченные из камня. Переданы А.П. Шваловым. Инв. номер: АОМ 1346/1,3.

2.     Письмо из с. Аносово П.М. Швалова Г.С. Новикову-Даурскому со схемой и указанием места находки предметов (зернотерки), переданных в АОКМ. Текст рукописный. Написано карандашом на обложке школьной тетради. Без конверта. Датировано 9.11.54 г. Инв. номер: АОМ 14218/422.

3.     Письмо из с. Аносово П.М. Швалова Г.С. Новикову-Даурскому со схемой местности и сообщением подробностей находки зернотерок, отправленных в АОКМ. Текст рукописный. Написано карандашом на 3-х листах. Без конверта. Датировано 6.01.55 г. Инв. номер: АОМ 14218/423.

4.     АОМ Книга поступлений основного фонда № 1 11.01.1978 – 26.10.1979 на 258 листах, Л. 232.

5.     Акты поступлений Амурского областного краеведческого музея 1945 – 1957 гг. на 318 листах, Л 242-244.

6.     ГААО Ф. 958, Оп. 1, Д. 75, Л. 61 Новиков-Даурский Г.С. Интересная археологическая находка; Новиков-Даурский Г.С. Интересная находка, «Амурский комсомолец», Благовещенск, № 151, 1954 г.

Комарова Наталья Андреевна

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности АОКМ

 

 

Литература

 

1.     Новиков-Даурский Г.С. Историко-археологические очерки. Статьи. Воспоминания. – Благовещенск: Амурское книжное изд-во, 1961. – С. 18.

2.     Окладников А.П. К проблеме культурных контактов между племенами Дальнего Востока и Прибайкалья в неолитическое время; каменные песты из долины Зеи // Записки Амурского областного музея краеведения, т. 6 выпуск 2. – Благовещенск: Хабаровское книжное изд-во, 1970. – С. 3-7.

3.     Есин Ю.Н. Проблемы изучения Г-образных предметов Северной Азии //Современные проблемы археологии России: Сб. науч. Тр. – Новосибирск: Изд-во Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2006. – Т. II. – 524 с.




[1] Здесь и далее орфография и пунктуация источников сохранена




Возврат к списку